Коммуникативная функция речи
Речь представляет собой особую форму деятельности, называемую общением. Речь является средством, с помощью которого люди могут общаться. По этому поводу Л. С. Выготский пишет: «Общение, основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь». Знаки, как средства общения, могут приобретать не только звуковую форму, это могут быть также жесты, танцы, рисунки, письменность, символы, формулы и схемы и т. д.
Огромно значение овладения ребенком речью как средством общения. Речь начинает расшатывать сенсомоторное единство, разбивает ситуационную связанность ребенка. Ребенок по мере овладения речью меняется, он начинает по-другому относиться к окружающим. «Развитие речи как средства общения, как средства понимания речи окружающих представляет собой центральную линию развития ребенка раннего возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей среде», — пишет Л. С. Выготский и подчеркивает, что «речь выступает в функции сообщения, выступает как деятельность, связанная с людьми, внешняя и совместная — в форме диалога».
Интеллектуальная функция речи
Речь, как носитель системы значении различного типа, определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей. Это означает, что между речью и мышлением существуют очень сложные взаимоотношения и переходы.
Значения являются одновременно:
1) предметом процесса мышления (содержанием того, о чем мы мыслим);
2) средством мышления (знак выполняет функцию «орудия», позволяя выделять свойства объекта, фиксировать их и устанавливать новые отношения);
3) продуктом мышления (в результате мышления вырабатываются новые значения).
Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс, когда происходит переход от мысли к слову. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Каким образом происходит переход от мысли к слову и от слова к мысли — составляет коренной вопрос научных исследований и является глубинным фундаментом многих исследований речи.
Данной проблемой занимается такая отрасль психологии, как психолингвистика. Немало данных для ее разрешения содержится в детской психологии, а именно в фактах развития речевой способности у ребенка.
Концепция внутренней речи Л. С. Выготского
Над проблемой связи речи и мышления работали и работают до сих пор множество отечественных и зарубежных психологов.
Л. С. Выготский придавал огромную роль словесному значению в развитии человеческой психики и процесса мышления. Описание открытых им феноменов в книге «Мышление и речь» более чем на 20 лет опережает открытие американскими исследователями Н. Хомским И Дж. Миллером генеративного принципа порождения речи.
Однако для создания речевого сообщения необходим скрытый от внешнего наблюдателя подготавливающий процесс. Для понимания принятого сообщения и адекватной реакции на него также требуется внутренняя психологическая деятельность. Такого рода факты обратили внимание исследователей на особую область психической реальности человека — внутреннюю речь.
Внутренняя речь представляет собой явление, качественно отличное от внешней речи, которое направлено прежде всего на переработку воспринятой речи и подготовку высказываний.
Широко известна концепция внутренней речи, предложенная крупнейшим отечественным психологом Л. С. Выготским. По мысли ученого, внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической.
Эксперименты Л. С. Выготского обнаружили у младших дошкольников существование непонятной для окружающих формы речи, названной эгоцентрической, или «речью для себя». Эта детская эгоцентрическая речь, по мысли Выготского, и является носителем развертывающихся процессов мышления ребенка. В это время мышление маленького человека только вступает на путь интериоризации (перехода во внутренние, свернутые формы).
Выготский доказывал, что эгоцентрическая речь — это не просто звуковой аккомпанемент внутреннего процесса мышления, который сопровождает движение мысли. Эта странная речевая реальность — эгоцентрическое мышление — и есть единственная форма существования (рождения и развития) мысли ребенка, и другого, параллельного, чисто умственного размышления у ребенка на этом этапе просто нет.
Только пройдя стадию эгоцентрической речи, мышление в ходе дальнейших преобразований и интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразовываясь во внутреннюю речь.
Основной особенностью внутренней речи является ее сокращенный характер, как было выявлено в ходе дальнейшего изучения этого явления.
Главными особенностями внутренней речи являются:
— фрагментарность;
— предикативность (опускаются подлежащее и связанные с ним слова, остаются предикаты);
— редуцирование фонетических моментов (фонетическая сторона речи сокращена, слова понимаются по намерению говорящего произнести их);
— преобладание смысла слова над его значением.
Смыслы слов, более динамичные широкие, чем их значения, обнаруживают иные законы объединения и слияния друг с другом, чем словесные значения. Этим и объясняется сложность воплощения мысли во внешней форме «звуковой речи», речи для других.
Итак, внешняя сторона речи (овладение языком как средством общения) развивается у ребенка от одного слова к сцеплению двух или трех слов, затем к простой фразе и сцеплению фраз, еще позже к связной речи, состоящей из развернутого ряда предложений.
Феномен же, который принято называть внутренней, смысловой, семантической речью, развивается в противоположном направлении. Ребенок начинает с целого предложения и только потом переходит к овладению отдельными смысловыми единицами, расчленяя свою слитную мысль на ряд словесных значений.