Воля — это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Впервые среди греческих мыслителей к проблеме воли обращается Аристотель, который считал волю основой нравственности человека. Он рассмотрел связь этики и человеческой волн, сделав человека ответственным за свою судьбу и благополучие. «Человек — сила действующая. Первоначало действия, как хорошего, так и плохого. — это намерение, воля. Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначало, т. е. намерения и воля, меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит быть хорошими или дурными» («Большая этика»). Добровольность для Аристотеля — это. во-первых, свобода выбора, а во-вторых, ориентация на разумные цели.

С развитием психологии как самостоятельной науки широкое распространение получил волюнтаризм — признание воли особой автономной силой, которая лежит в основе функционирования психики в целом. Согласно данной позиции, волевые акты не могут быть сведены ни к каким психическим процессам, но сами определяют их ход.

Итак, воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека.

Во-первых, она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности. «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», — пишет С. Л. Рубинштейн.

Во-вторых, воля как способность человека к само детерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля вводит в жизнь человека по-настоящему субъективное измерение.

В-третьих, воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т. е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей: это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действоваиия. иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

Поскольку воля, как уже было сказано, представляет собой особую произвольную форму активности человека, она предполагает инициацию, стабилизацию и ингибицию (торможение) ряда стремлений, побуждений, желаний, мотивов: организует системы действий в направлении достижения осознаваемых целей. Вышесказанное можно подтвердить на примере. Рассмотрим ситуацию, когда вам нужно отправиться на утреннюю пробежку, в то время как вам хочется спать. Во-первых, вам придется выбрать один мотив из нескольких конкурирующих («спать», «встать», «остаться дома и сделать зарядку», «поваляться в постели и посмотреть телевизор» и др.). Тем самым обнаруживается селективная функция воли — выбор мотивов при их конфликте. Затем, если вам удастся усилием воли заставить себя одеться и выйти на улицу — вы тем самым реализуете инициирующую функцию воли. Вам при этом придется ослабить действие актуального еще мотива «спать», задействовав ингибирующую (тормозящую) функцию воли. Далее, во время пробежки могут актуализироваться другие мотивы — пищевой (можно зайти в магазин), потребность в общении (можно постоять и поговорить с соседом). Однако, если вы упрямо продолжаете придерживаться назначенного действия и маршрута, актуализируется стабилизирующая функция воли, которая заключается в поддержании выбранного уровня выполнения действия при наличии помех. Вы также можете во время бега в воображении «проигрывать» те или иные ситуации, которые могут произойти в этот день, строя в своем воображении планы, которые вам предстоит осуществить. Так реализуется произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов, что. безусловно, тоже управляется волей. И наконец, вы можете сказать себе, что бег вам необходим для того, чтобы похудеть или поддерживать себя в спортивной форме. А это уже будет новый, построенный в вашем воображении мотив и собственно, бег начнет играть для вас совсем другую роль.

Итак, воля представляет собой высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции.

1. Инициирующая, или побудительная, функция (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том. чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

2. Стабилизирующая функция связанна с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

3. Ингибирующая, или тормозная, функция состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени. Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Наряду с этим у волевых действий также существуют три основных признака:

— первый — осознание свободы осуществления действий. чувство принципиальной «непредопределенности» собственного поведения;

— второй — обязательная объективная детерминированность любого, даже кажущегося предельно «свободным» действия;

— третий — в волевом действии (поведении) личность проявляется в целом — максимально полно и явно, поскольку волевая регуляция выступает как высший уровень психической регуляции как таковой.