Восприятие пространства и движения

Другим примером иллюзорного движения является эффект индуцированного движения. Каждый видел луну, которая движется на фоне облаков; однако, мы понимаем, что не луна движется, а облака, гонимые ветром. Луна практически не перемещается вдоль сетчатки, а воспринимается как движущаяся; облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются как неподвижные. Получается, что перемещение вдоль сетчатки не только не обязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточный. Человеку вообще свойственно приписывать движение тому из двух объектов, который воспринимается фигурой на фоне другого. Фон— это то, что окружает, включает, является большим по отношению к другому объекту, воспринимаемому соответственно как фигура.

3. Восприятие формы. Форма имеет решающее значение в процессе идентификации любого предмета. Образы восприятия характеризуются целостностью. Это означает, что в них представлена некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы не воспринимаем дерево за окном как совокупность овальных объектов зеленого цвета, находящихся на фоне черных толстых вертикальных линий и тонких черных линий, большинство из которых находится под некоторым наклоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Данную особенность восприятия особо подчеркивали представители школы гештальпсихологии, основной тезис которой состоял в том, что психические образы, и в частности образы восприятия, — это нечто большее, чем простая сумма элементов. Образ восприятия представляет собой некоторую организацию стимулов. Это обьединение разрозненных объектов в некий целостный образ возникает за счет особых механизмов восприятия.

Один из таких принципов — близость: чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии. Затем элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигура — группируются. Этот принцип получил название продолжения, или непрерывности. Если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны как бы заполнять их, дополнять фигуру до некоторго целостного образа. Этот принцип получил название замкнутости.

Человек способен легко распознавать даже сильно измененные образы. Так, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник, несмотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке имеет форму трапеции. Человек узнает знакомую мелодию, даже если ее играют на другом инструменте. Таковы особенности восприятия. Феномены подобного рода служат гештальтпсихологам одними из главных аргументов в пользу того, что образ восприятия несводим к сумме его частей.