Формирование Я-концепции индивида. Самооценка

В литературе, посвященной Я-концепции, можно найти два ее развернутых определения. Первое определение принадлежит К. Роджерсу. Он утверждает, что Я-концепция складывается:

— из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида;

— представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром;

— ценностных представлений, связанных с объектами и действиями;

— представлений о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.

Таким образом, мы видим, что Я-концепция — это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида. В эту структуру входит как собственно Я. так и отношения, в которые Я может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я — в прошлом, настоящем и будущем.

Во втором определении, принадлежащем Стейнсу, Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлении, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает:

— оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя;

— представления о том, как он выглядит в глазах других людей. На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам:

1) основополагающим подходам Джемса;

2) символическому интеракцпонизму в работах Кули и Мида;

3) представлениям об идентичности, развитым Эриксоном;

4) феноменологической психологии в работах Роджерса.