Личность и индивидуальность
Личность неповторима в своей индивидуальности, как нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей. Личность обладает присущими только ей чертами темперамента и характера, привычками, интересами, качествами познавательных процессов.
Эту мысль подтверждает более поздняя и более полная трактовка личности, которая нисколько не противоречит «общепринятой», где личность рассматривается только в рамках социальных отношений. Исследованием личности занимались ученики и последователи С. Л. Рубинштейна и В. Н. Мясищева, которые выделили определенные компоненты структуры личности. Так. А. Г. Ковалев выделяет следующие компоненты:
1) направленность личности.
1) направленность личности. Это система устойчивых представлений, потребностей, интересов, идеалов, т. е. то, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, цельностью;
2) способности.
2) способности. Это характеристика того, что может человек: это ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств личности. Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательные роли. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот;
3) характер как синтез отношений.
3) характер как синтез отношений и способов поведения человека. Характер представляет то. что есть сам человек. Характер — это совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально-абулвеским типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять;
4) самоконтроль.
4) самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д.
Все блоки личности действуют взаимосвязанно и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем. О смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.